Дневник Святогора

Повесть будущих лет

Previous Entry Поделиться
Семинар Владимира Ивановича Жохова в школе 1100 12 декабря 2015 года
svjatogor
Побывал я 12 декабря на семинаре заслуженного учителя РФ В. И. Жохова в школе 1100. Жоховская методика, жоховские классы - что же всё-таки кроется за этими словосочетаниями?

Сначала было выступление самого Жохова:


После него начали задавать вопросы родители первоклассников, будущих и нынешних:

Дальше я уже конспектировал то, что говорил Жохов в ответ на вопросы, в тексте идёт прямая речь Жохова, мои примечания даются в скобках.

Опирается Жохов на нейрофизиологию, психолингвистику и ещё какую-то отрасль науки. Развиваем правое, затем левое полушарие, затем подключаем межполушарные связи. Знания даём малыми порциями, много секретов в методике. Можно списывать, так как это естественное свойство.

Учителей мало, которые могут работать по системе. 17% (откуда эта цифра – неясно). Подготовленных и неработающих сейчас учителей, которые могли бы быть привлечены прямо сейчас, нет в наличии. Много ноу-хау, да и очень она сложна, поэтому рассказывать ничего и никогда не будет на публику. Рассказывает подробно только учителям. Учителя в его системе – это только последователи самого Жохова, приступают к работе только после собеседования с ним.
В середине года переводить детей нельзя, но если это мальчик, то надо смотреть индивидуально. С СДВГ, возникшем в результате родовых травм (а их по его данным – около 84%) в жоховскую школу не берут. Девочки с родовыми повреждениями мозга – ещё туда-сюда, а вот мальчики – нет, не способны учиться по его методике, им будет только хуже от нагрузки на мозг (при этом Жохов сам говорит, что одна из его главнейших задач в своей методике – это сохранение здоровья детей. И большая нагрузка на психику ребёнка по методике слабо сочетается с этой задачей). С таким и подобными диагнозами в общем случае не берут.

Семейные классы, частные классы не проживают и первого года. Например, из-за склок между родителями (у нас обратный пример). То есть он больше рассчитывает на государственные школы, такие как №1100. Если ребёнок складывает 2-3-хзначные числа, но не может объяснить, как он это делает, то это и есть свойство правого полушария.

Адаптация в средней школе после выпуска из жоховского класса. Двигательная активность в пятом классе уже не такая, как в первом, поэтому и необходимость в свободном перемещении по классу и вне его уже не так актуальна в средней школе. С середины второго класса ученики в жоховских классах учатся наполовину уже по обычным учебникам. Предметов очень много, которые можно проходить за время между окончанием курса начальной школы и до перехода в 5-й класс, та же астрономия.

По развитию правого полушария по методикам раннего развития – это всё сказки, так как детская психология и нейрофизиология толком не созданы. (Очень странные утверждения. Ведь Жохов сам говорит, что он опирается на нейрофизиологию и если её толком ещё нет для детей, то на что же он тогда опирается? Но книги в реальности есть и даже для детей, например, «Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков» Виктора Смирнова, вышедшая ещё 8 лет назад. Также странно и то, что термины из нейрофизиологии, такие как, например, нейротрансмиттеры, синаптическая щель Жоховым не использовались). Для раннего развития лучше таких методик бабушки (не буду оспаривать полезность бабушек для развития детей. Но и методики раннего развития нацелены действительно на развитие наглядно-образного мышления, в онтогенезе связанного именно с правым полушарием).

Один из родителей: «Напоминает то, что происходит в жоховских классах, компьютерную игру, мы видим зарегулированность детей обратной связью.» На это Жохов отвечает, что если есть опасения, сомнения по методике, то не надо идти в жоховский класс (то есть идут только верующие в методику).
Мы не отстаём от обычных классов, а наоборот, после ухода от нас и перехода в обычную школу он будет отличником на какое-то время (Почему на время? Ведь Жохов сам говорит, что достаточно чуть ли не года обучения по его методике в начальной школе, чтобы появились подвижки).
Химки. Родитель говорит, что все школы, куда она обращалась по поводу преподавания по Жохову, молчат, только один директор отозвался, да и то отказал.

Нет методики и учебников. Программа, как говорит Жохов, это святое, его классы работают по точно такой же программе, как и все остальные школы, так как это содержание обучения. Но на уроках они дают другое, опережающее обучение. Директора же идут на программу эту и другие, чтобы привлечь родителей к себе в школу. Частные и семейные школы он приветствует, если в районе нет государственных школ, готовых к работе по его системе. Крайне успешен «Сокол», по его мнению, в котором есть три класса, обучается 96 детей.
Если ребёнок проучился полгода и отстаёт, не выполняет нормативные требования по программе (чтение, математические действия и т.д.), то, значит, ему рано было идти в школу. Пусть идёт в детсад опять. Как распознать неготовность заранее – неизвестно, только попробовав.
Родители с «Сокола» говорят, что главное в обучении – это любовь и принятие. Лично они на «Соколе» ждут благословления Жохова (это дословно! Религиозные термины всплывают) на открытие следующих классов.
Для детей тестовый период 2 месяца (дети с СДВГ отсеиваются после этого срока).

«Кричит, значит, растёт и здоровеет» (дословная цитата) Девочки визжат, а мальчики кричат более низким тембром. Нужны более высокие голосовые частоты девочкам, а мальчикам пониже, чтобы росли косточки (каков механизм? На встрече о нём не было рассказано)

С Москвой Жохов, в основном, не работает, так как нет учителей начальных классов, кроме отдельных случаев, а также есть большое административное давление в Москве. В регионах с этим попроще и получше. Директора школ-мужчины чаще соглашаются работать с его методикой, они и поумнее, и посильнее, хотя есть и передовые директора-женщины.
(Такое ощущение возникло, что присутствуешь на сборе свидетелей Жохова).
Какая методическая помощь учителям – максимум того, что может получить учитель. Самый главный орган учителя – натренированный указательный палец для работы с мышкой (а вовсе не голова). От первой до последней секунды расписаны, полностью готовы материалы. Сейчас нет таких учителей, которые могут сделать хороший урок, поэтому Жохов облегчает им работу. Ну и еженедельные вебинары для учителей проходят, на неделю вперёд он рассказывает, что и как делать. Родитель с Сокола: «Даже ученики первого класса ведут уроки в форме поощрения» (без комментариев).
Мама двух сыновей вызвала реплику Жохова: «Правильная мама!» (явная дискриминация по полу).

Если учитель уходит после 1-ого класса, то этого всё равно достаточно на всю оставшуюся жизнь. Соглашайтесь на любого учителя, который к вам, родителям, приходит. Учить хуже, чем учат сейчас, всё равно невозможно (бурные аплодисменты секты). Его основные требования к учителям: 1. Любить детей 2. Элементарные управленческие навыки с детским коллективом (пионерлагерь, детсад и т.д.).
Даже второклассники могут учиться в течение трёх лет, третьеклассники тоже. С четвероклассниками похуже, время уже прошло, это поздно.
Сокол. Ребёнок решает 60 примеров за 4 минуты, очень самостоятельный, нет домашнего задания.
Если ребёнок пропустил уроки, то ничего страшного, любая тема изучается малыми порциями на протяжении десятков уроков. До трёх недель пропуск не страшен. «Не сравнивайте методику Монтессори с моей. Там много примитивных повторяющихся операций, она была изначально создана для умственно отсталых детей».
Альтернативе моей системе нет. Недостатки своей системы я не скажу, так как если бы я их увидел, я бы их поправил (видно некритичное отношение к своей методике).
Видя живые уроки непосредственно в классе, вы ничего не поймёте, нужны комментарии учителей.
Дети читают Ахматову, Пастернака в нашей школе.

Мои общие выводы: Жоховские классы – это секта и он с удовольствием, и гордостью это признаёт. Тем, кто сомневается в его методике, о которой он не имеет возможности нигде толком ничего прочесть, не место в них. В основном, азы нейропсихологии он рассказывает, а не нейрофизиологии. Да и то, можно поспорить с ним насчёт его толкования. Например, он говорит, что после первых 8 месяцев жизни у ребёнка начинает уменьшаться количество нейронных связей в головном мозге и, дескать, это нехорошо. Но большое количество коротких нейронных связей - это эволюционное прошлое человека, сейчас, если у ребёнка они остаются, то меньше образуется длинных нейронных связей, в итоге это патология. Но люди, в основной массе, как и полагается сектантам, слушают его некритично. Было много моментов, когда в стенограмме можно было бы записать фразу "раздаются бурные аплодисменты". В овацию они разве лишь не переходили. Людям с развитым критическим мышлением нечего делать в жоховской системе.

  • 1
Отличный разбор, спасибо.

Замечательный разбор. Если только не учитывать, что большая часть текста упущена, остальное недопонято и включено в конспект... как получилось )). Да не просто так, а с выводами. Как будто читаешь конспект периодически засыпающего на лекции первокурсника. Серьезно. Диктофоны и транскрибацию, похоже, еще не изобрели. ))
А по сути: критические замечания (и основания для них были) нужно бы строить на полном объеме информации, а не на вольных трактовках обрывков фраз и странных упоминаниях отдельных терминов из той или иной области знаний (извините, присутствовала в зале).

(Анонимно)
Напишите, пожалуйста, что именно упущено (хотя бы примерно)?

Спасибо, прочла с большим интересом. По всей сети одни хвалебные истеричные оды, которые не вызывают доверия. А ведь и правда, больше всего похоже на секту со святым гуру во главе.. И, как во всех сектах, денег все это "просветление" стоит.. ой-ой..

Хочу написать свое мнение о сегодняшней модели преподавания, так как сама поучаствовала и в роли педагога и 11 лет в роли подопытного). Да в методике сегодня все основана на том, что учитель дирижёр той или иной системы, он не готовит материалы, они все прописаны, нужно только выучить тему, даже вникать не надо, просто выучить вызубрить. Все примеры разборы готовы, опаньки это первый аспект, который подметил Жохов и взял себе в помощь, раз наша армия учителей так работает то, это то, что можно использовать себе на благо, хорошо плохо мне не ясно, но так работает любая система в "началке" это точно, может потом люди посообразительней работают. Хотя мне пришлось преподавать в 7 классе идентично. Все готовятся по готовым материалам и конспектам, каково мое удивление было, что и дети не могут рассуждать в не материала учебника, не могут приложить логики, хотя 7 класс довольно взрослые люди. И так что имеем, учителя путеводителя по книге, который пришел за копейки отработать и свалить, ему все равно на детей, у него планы и конспекты и куча тетрадей. Куда хуже, естественно хуже не куда. Детей не учат мыслить, рассуждать, выряжать мнение, наоборот уход от шаблона наказывается, ты выполняешь не по правилам, ты тупой не можешь освоить как надо, да не хочет он как надо, он хочет понять, нащупать, обсудить, выразить мнение. Нет ,так нельзя. Жохов опять этот момент заставляет работать на себя, все устали от такого отношения к детям, но нечего поделать, альтернатив нет. И не предвидеться. Все эти частные школы, новые течения не по карману, 14 тысяч для провинции, где средняя зарплата в 10тыс, ну такая не досягаемая цифра. А тут вот вам продукт бесплатный, примем, полюбим, научим, разовьем, дадим дорогу, ну если не дорогу, то хоть покажем, куда вообще стоит идти. Хороша ли его методика, не знаю, сама думаю, решаю, что выбрать, как не навредить ребенку, но обучаться, как обучалась я не вариант, по выходу из 9 класса я была овощ. Меня готовили к почетному званию швея мотористка, каждый божий день твердили, настаивали, хотя я училась до 6 класса на отлично, что произошло в 6, мы просто переехали с Таджикистана в Россию, и я поняла на первых же уроках. Я ничтожество не достойное дискуссий, своего мнения. В Таджикистане нас учили выражать мысли, позволяли обгонять программу, если мы ее усваивали быстрей, урок шел для всех в рамках программы объясняли, давали, но если тебе не интересно и скучно иди дальше не держим, развивайся, не мешай другим, все. Мы с подружкой прошли учебник математики в 4 классе за 4 дня, всего 4 дня нам понадобилось, потом нам выдали за 5 класс учебник ,мы его решали все оставшийся год, в 4 классе литературу мы проходили за 6, помню что никак не могла осилить произведение Тарас Бульба, мое нутро не воспринимало его, тогда учительница пошла на встречу и дала учебник нового формата ,не советские, она не сломила нас мол не можете освоить, нечего выкареживаться сидите и слушайте, что дают. Другие дети тоже шли в не программы, кто то отставал, кто то шел как надо по программе, но никогда не было двоечников, все получали хорошие оценки, просто ребята выполняли тот объем, который могли. Сейчас осознаю, это было лучшее, что мне встретилось на пути, но вот учили нас, учили, иметь мнение, думать мыслить, а все же когда перед тобой стена ее не сломить ребенку, ребенок ломается сам, даже так, я не сломалась, я просто увидела, что нет необходимости учиться. Я приходила в школу делала вид, что я там, а сама просто присутствовала телом.

Edited at 2016-06-13 19:05 (UTC)

Хоть и знаний у меня было 0,смена школы в 10 классе перевернуло все, я вдруг стала опять мыслящим человеком опять мне позволено думать, о как даже на олимпиады отправили, ни фига каково было мое удивление, и когда мои оценки поменялись с 3 на 4 и 5.я стала что то по другому воспринимать? Нет я просто не заметно для себя высказывала мнение, а его слушали, ему давали развиться, о как, и я поступаю на бюджет одного из самых значимых вузов нашего города, просто так сдаю ЕГЕ, нет надежд просто сдаю, не , не может быть чтоб что то поменялось ведь столько лет я была тупой, я не верила, но верила моя мама, ну ладно верит так пусть будет так подали документы и меня приняли, понимаете, приняли, потом я осознала, что это не мой выбор, но это уже другая история) Так к чему я к тому, что да хуже нет системы образования чем сейчас существующая в нашей стране, оговорюсь про школу в которую я попала в 10 это огромное исключение и все там держалось на одном уникальном человеке директрисе, сейчас она не работает, ушла, но и школа стало такой же, как все. Так что отдать туда своего ребенка не смогу. Да и школа эта была за 45 км от дома, но тем не менее я бежала туда, я готова была ездить, я готова была даже пешком ходить)))) Так к чему я это все слова Жохова мне близки, близки его выводы о современной методики преподавания, но я не понимаю его методику уже месяц меня что то сдерживает идти или нет, что не могу понять разбираюсь. Так просто мысли вслух мамы будущего первоклашки.

Edited at 2016-08-01 19:48 (UTC)

Эффект Жохова - это обычный импринтинг

Импринтинг возникает как побочный эффект при реализации, например, коммунарской методики. Людям свойственно залипать на учителя. Поскольку сей эффект неизбежен, то почему бы не установить культ личности? Соблазн велик. Вот Жохов и установил.
О самой методике. Жохов соавтор Виленкина. Это не та компания в которой был достигнут хороший результат. Ведь и сам Жохов отказался от стабильного учебника. Это шаг назад, так как лишает ученика возможности самостоятельной работы с учебником. Да и учитель на коротком поводке Жохова.
В целом - Жохов видная фигура эпохи четвертого разорения русского образования.
Я же вижу выход в использовании выдающихся достижений русской методической школы 1931-1949 с адаптацией к нашим реалиям.

Эффект Владимира Ивановича Жохова

Пользователь alexfisich сослался на вашу запись в своей записи «Эффект Владимира Ивановича Жохова» в контексте: [...] Эффект Жохова [...]

(Анонимно)
Не зря в народе бытует мнение, что учить и лечить могут все. Это как раз такой случай. Почему к чаще всего неподготовленной публике (я имею ввиду родителей, которые готовы поверить всем, кто посулит их детям суперобучение)допускают кого угодно? Жохов математик. Я сама училась в институте на учителя математики, а позже получала второе образование как учитель начальных классов. И я прекрасно понимаю насколько это две разные профессии: специфика материала, психологические особенности возраста и т. д. А господин Жохов видимо делает упор на слове учитель, а уж учитель чего это всё для него мелочи. Ну, это как раз совсем неудивительно. Если Вы обратили внимание, то этот господин совсем не жалует психологов. Видимо он и представления не имеет о том, что же это за наука психология. Очень жалко родителей, к которым допускают таких педагогов. Они ведь слушают, верят. Они настолько наивны, что верят в то, что ребёнок может в 4 классе читать Достоевского, выучить в начальной школе 3 языка, и "пройти" (видимо, пройти мимо) материал четырёх лет за 1,5 года. Уважаемые родители, вас ждёт жесточайшее разочарование. Отдавать ребёнка учиться по этой системе (а есть ли она вообще, ведь не напечатана и напечатана не будет, может, блеф?) это настоящая авантюра. Остаётся надеяться на благоразумие учителя ваших детей.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account